Дизайн студия


В опросе, который был проведен среди 496 респондентов (50% из них являются дизайнерами, 16,4% владельцами агентств,17,9% —директорами, и 6,8% — в управленческих командах), акцент был сделан на том, чтобы показать настроения дизайнерской прослойки, главной «творческой силы» любого проекта. Судя по результатам исследования, дизайнеры не очень довольны тем, как директора агентств и клиенты решают вопрос экономии средств. Цитаты респондентов, цифры и заключения по основным пунктам опроса можно найти здесь, а в этом материале мы свели их главные замечания в два ключевых вывода.

1. Клиенты хотят получать больше за меньшие деньги.

Это желание не ново, но в последнее время оно превалирует над другими и очень резко меняет отношения между работодателем и сотрудником в дизайнерской среде. Как значится в опросе, «больше, чем 4/5 респондентов соглашаются с утверждением, что клиенты хотят получить больше за меньшие деньги (84,5%), и что за последнее время бюджеты, которые заказчики выделяют на проекты, сократились (81,5%)». Выделяя меньшие суммы, они соответственно получают более скромный результат, потому что агентства вынуждены нанимать фрилансеров, которые ориентируются в проектах хуже, чем постоянные сотрудники, и которым требуется время, чтобы проникнуться стилем команды. Или же ставят своих постоянных работников в стрессовые условия, требуя большей отдачи без увеличения зарплаты, что тоже не приводит к хорошему результату. «Это очень расхолаживает. Клиенты хотят, чтобы все делалось быстро и бесплатно. На творчество нет времени», — говорит один из опрошенных, дизайнер, менеджер, занимает текущую должность менее пяти лет, возраст 30-39.

Все больше и больше клиентов совсем не хотят платить за определенную часть работы, ожидая, что из-за высокой конкуренции в борьбе за заказ агентства должны пойти на уступки, в том числе и финансовые — и это вполне нормально. «Более чем две трети опрошенных считают, что “клиенты хотят, чтобы агентства делали больше бесплатной работы в рамках питчинга, стараясь понравится заказчику и в итоге получить проект”, и уверены, что “что процесс выбора исполнителя стал затягиваться” (53.9%)», — отмечается в обзоре. При этом клиенты крайне неохотно соглашаются на рискованные творческие решения и предпочитают выбирать “безопасный путь” (так говорят 53,7% опрошенных), а ведь неординарные подходы смогли бы помочь им достигнуть своих бизнес-целей быстрее. «Процесс работы все больше и больше  “выхолащивается”, становится примитивным, предсказуемым, коммерческим, потому что клиенты бояться пробовать что-то новое. Они в некотором смысле оберегают потребителя от ярких впечатлений, не желая признавать, что ему могут прийти по вкусу смелые идеи», — отмечает другой респондент, дизайнер, возраст 30-39 лет, работает в агентстве менее пяти лет.

2. Агентства нанимают меньше постоянных сотрудников — главной творческой силой становятся фрилансеры и стажеры.

На сегодняшний день более половины (58,3%) сотрудников дизайнерских агентств собираются сменить место работы в ближайшие 12 месяцев (в 2010 году аналогичный показатель был равен 55,7%, а в 2009 — 38.4%). И деньги здесь не главная причина. Постоянные работники считают, что руководство не понимает их потребности и стремления, и разрыв между тем, как видят ситуацию работник и работодатель, с каждым годом только растет. Так, к примеру, для 85,8% сотрудников очень важно, чтобы начальник «ценил их идеи и мнения», но только 36% руководителей справляются с этим «очень хорошо», и поэтому разрыв составляет -49,8 (в 2010 он составил -46,3%). Среди других важных моментов «вознаграждение за дополнительную работу» (73,4%/-58,9% и 47,8% в 2010) и «работа под управлением менеджеров, которые обладают хорошими лидерскими качествами» (76,2%/-53,1 и -47,8 в 2010). На основе этого можно сказать, что в большинстве своем работники дизайн-индустрии в Великобритании не получают должного морального удовлетворения от своей работы, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности. И если для материальных бонусов нужны деньги, то проявлять лидерские качества можно даже в случае, если бюджет невелик.

«Многие клиенты часто требуют, чтобы многое делалось только так, как они хотят, даже если их мнение полностью расходится с мнением профессионала. Сейчас ведется очень много разговоров о размере оплаты и творческих силах, которые должны быть затрачены на проект, но мне кажется, что так много споров возникает именно потому, что нет должного понимания и уважения к специалистам. Кажется, все уже и забыли, что клиенты на самом деле нанимают экспертов благодаря их навыкам, и если субъективное мнение заказчика ставится менеджерами во главу угла, может пострадать результат. Агентства очень стараются одновременно и удовлетворить пожелания заказчика, и заработать, в то время как главное, на что они должны ориентироваться, — это творчество. И очень просто потерять желание мыслить творчески, если клиент начинает вносить дилетантские замечания и правки. Вдобавок к этому, сроки проекта ставятся крайне сжатые. Иногда их устанавливает сам клиент, или же просто его бриф  приходит с опозданием, а сроки сдачи при этом не меняются. Но нередко это обусловлено и внутренними факторами — ограниченным количеством ресурсов и напряженным графиком. Все это может негативно сказаться на творческой работе, от чего нередко проигрывает как клиент, так и проект», — признается один из респондентов, менеджер проектов, занимает текущую должность менее трех лет, возраст 30-39 лет. Большинство опрошенных считают, что зачастую владельцы агентств воспринимают ситуацию в розовом свете и не чувствуют настроения своих сотрудников, что может быть очень опасно — непонимание того, что эти разрывы существуют и увеличиваются, может привести к серьезным последствиям для сферы дизайна в Британии. Меньше одной пятой опрошенных отметили, что их рабочая нагрузка адекватна, и руководство помогает им преодолеть стрессовые ситуации, возникающие в рабочем процессе.

Фрилансеры еще менее оптимистичны, чем постоянные сотрудники, и очень часто негативно оценивают производительность агентства, на которое они работают. И тем не менее, дизайнерские студии стремятся нанимать именно временных дизайнеров «под проект», а также и стажеров, которым и вовсе не нужно платить зарплату. Конечно, так дешевле, но действительно ли такой подход эффективен с точки зрения перспективы? Вряд ли, если учитывать качество — ведь так или иначе, временные сотрудники в отличие от постоянных не имеют возможности увидеть картину в целом, проникнуться стилем студии, изучить клиента (особенно если бюро работает с ним уже давно). В результате этого уровень исполнения не всегда высок.

«Традиционная бизнес-модель дизайнерского агентства больше не подходит для сегодняшних условий работы в данной сфере на британском рынке, поэтому когда клиенты указывают скромный бюджет, агентствам не остается ничего другого как только платить сотрудникам меньше или же нанимать фрилансеров. Я заметила, что сегодня новые агентства используют бизнес-модель, которая основывается на венчурных маркетинговых принципах, и позиционируют свои услуги совершенно по-новому», — отметила одна из опрошенных, женщина, работник отдела стратегического планирования, занимает должность в течение пяти или более лет, возраст 40-49 лет. Вдобавок к этому, опрошенные отмечают, что сегодняшняя рекрутинговая система также далеко не совершенна — некоторые их них считают, что многим работникам данной сферы не хватает профессионализма.

«Агентства выбирают старые подходы в управлении своими сотрудниками, с годами ничего не меняется. Нанимают молодых специалистов и дают им огромное количество работы, платя небольшие зарплаты. Опыт обесценился. И они не делают то, чему учат, формируя собственные бренды — в частности, не соблюдают принципы лидерства и собственной вовлеченности в процесс. Но, тем не менее, Великобритания обладает огромной базой талантливых творческих людей, просто нужно позволить им сосредоточить свои умения на ярких проектах для клиентов — это станет возможным, если в дизайн-индустрии Великобритании будет правильная атмосфера. Как этого добиться? Начните прислушиваться к тому, что мы рекомендуем нашим клиентам. Начните приглашать профессионалов, которые смогут руководить творческими командами. Пусть работать будет интересно и весело, но дайте дизайн-индустрии повзрослеть, сейчас она напоминает просто шумного и не слишком аккуратного подростка», — отметил дизайнер, менеджер, фрилансер, возраст 40-49 лет.

Этот опрос показал, что в то время как бизнес понемногу восстанавливается после кризиса, дизайн-индустрия в Великобритании медленно, но уверенно теряет обороты. Как вырваться из этого круга? У страны есть все для того, чтобы снова радовать мир качественным продуктом и идти вперед, но для этого необходимо «топливо». Обычно, это деньги, но в условиях, когда их не очень много, можно использовать другие мотивационные рычаги. Руководителям агентств осталось подумать, что еще, кроме материального вознаграждения, они могут предложить своим работникам.

 

Отписаться от рассылки


После проверки адреса электронной почты на него будет выслано письмо для подтверждения удаления адреса из списка рассылки

Ваш e-mail*:

Контрольное число*:
Контрольное число


* - Поля обязательные к заполнению

Дизайн студия "Да-Винчи"